+7 342 228-90-00 +7 922 320-18-98

Технологии применения битумных эмульсий

Строительство и ремонт дорог — это широкая гамма различных технологий, грамотное использование которых позволяет быстро, качественно и оптимально реализовывать поставленные задачи. Руководители, прорабы, инженеры-проектировщики должны обладать знаниям всех технологий для того, чтобы правильно их применять.

Битумные эмульсии — это современный и технологичный материал, который широко применяется в дорожном строительстве. Разнообразие технологий с применением битумных эмульсий позволяет решать различные задачи в области ремонта и строительства дорог. Рассмотрим наиболее распространенные технологии с использованием битумных эмульсий.

Подгрунтовка

Битумная эмульсия может быть использована для создания водонепроницаемой мембраны из битума между слоями дорожной одежды, предотвращая проникновение воды или ее потерю посредством поверхностного испарения. Это позволяет сохранить равновесие влаги, а следовательно, и прочность конструкционных слоев. Обеспечивается выдержка цементного связующего материала до достижения оптимальной прочности, в связи с чем уменьшается образование волосяных трещин на поверхности. Связующее покрытие представляет собой распыленную эмульсию, образующую тонкую пленку между существующим и новым дорожным покрытием. Пленка уменьшает риск смещения между двумя слоями, а также обеспечивает равномерное распределение напряжений вследствие оптимального контакта между слоями. Связующие покрытия также используются при ямочном ремонте для обеспечения водонепроницаемости и надежного сцепления. Подгрунтовка является ключевым фактором для обеспечения хорошей связи между слоями.

Подгрунтовка выполняется посредством стандартного разбрызгивания гудронаторами. Для достижения полного покрытия и глубокого проникания — распределение эмульсии должно быть равномерным. Скорость напыления зависит от типа поверхности, к выбору скорости следует отнестись с особым вниманием. При устройстве покрытия поверх слоя цементо-бетона использование связующих покрытий является обязательным. Для хорошего проникания в поверхность — эмульсия для подгрунтовки должна иметь высокую стабильность и образовывать на поверхности надежную пленку.

«Новачип»

Технология НОВАЧИП недавно стартовала на территории РФ и сразу же зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Эта технология позволяет укладывать тонкие слои асфальтобетона по горячей технологии, обеспечивая надежное сцепление со старым покрытием. Применение технологии тонкослойных асфальтобетонов позволяет устранить недостатки традиционных поверхностных обработок, таких, как выброс щебня, ограничение скорости движения, проблемы, связанные с плохим качеством материалов. Она позволяет наносить надежные верхние слои износа, не прибегая к глубокому фрезерованию старой поверхности, не наращивать слои асфальта и, как следствие, в городских условиях не прибегать к замене бордюров. Влажная поверхность старого покрытия не является препятствием при укладке, диапазон укладки — с ранней весны до поздней осени.

Стабилизация грунта

Стабилизация грунта при помощи битумной эмульсии представляет собой производство холодных смесей эмульсии с неклассифицированными раздробленными материалами, природным щебнем, почвой и песком. Как правило, производство осуществляется на месте проведения работ.

Широко известно, что использование холодных смесей выгодно с точки зрения экономии энергии и защиты окружающей среды. Улучшается несущая способность основных слоев и слоев оснований при низких затратах и с использованием местных материалов. Дороги с низкой интенсивностью движения могут представлять собой стабилизированное основание с последующим щебеночным уплотнением или поверхностной обработкой. В противоположность основаниям, стабилизированным при помощи извести, при стабилизации основных слоев с использованием эмульсии подгрунтовка перед устройством верхнего слоя обычно не требуется, трещины при усадке не образуются. Добавление небольшого количества эмульсии, даже 1%, предоставляет преимущество при смешивании и уплотнении влажных оснований, также улучшаются окончательные характеристики. Снижается водопроницаемость и уменьшается чувствительность материалов к воздействию воды, так как мелкие частицы обволакиваются битумом.

Для этих работ применяется современное оборудование, спроектированное для повторного использования материала — «Ресайклеры». Очень важно, чтобы до добавления эмульсии содержание воды в почве было доведено до заданной величины. Для некоторых типов оборудования эмульсия может быть добавлена в процессе смешивания. Иногда для облегчения распределения эмульсии требуется ее разбавление. Затем материал смешивается на полную запроектированную глубину до достижения однородности, хотя покрытие всей поверхности каменного материала не требуется. Как правило, добавление всей эмульсии осуществляется в ходе повторяемых процессов распыления эмульсии, смешивания, профилирования, частичного уплотнения, боронования. Перед окончательным уплотнением может возникнуть необходимость в проведении аэрации, которая осуществляется посредством перемещения материала при помощи грейдера или повторного пропускания материала через смеситель. Можно дополнительно распылить эмульсию поверх верхнего слоя в целях грунтовки верхних горячих слоев или улучшения водонепроницаемости поверхности перед проведением работ по уплотнению. Эмульсии для стабилизации грунта — это эмульсии медленного распада, с содержанием битума 55-65%, с возможной добавкой небольшого количества растворителя.

Регенерация асфальта

Использование холодной регенерации старых дорожных покрытий для дорожного строительства предлагает множество преимуществ с точки зрения экономии и охраны окружающей среды. При этом сберегаются такие природные ресурсы, как каменный материал и нефтепродукты, на участке работ по устройству покрытия отсутствуют вредные испарения, а также отпадает необходимость в сушке и нагреве каменного материала, что ведет к экономии энергоресурсов.

Повторно используемый материал подвергают дроблению и сортировке по фракциям. При необходимости перед смешиванием с эмульсией соотношение фракций регулируется путем добавления нового каменного материала. Для достижения требуемых прочностных характеристик добавляется цемент. Приготовление смесей из регенерированных материалов осуществляется в стационарной установке или непосредственно на рабочем участке. При производстве смеси в установке раздробленное покрытие транспортируется к месту нахождения установки для повторной переработки. Полученный материал в течение некоторого времени может храниться в штабелях до его применения. В случае приготовления смеси на месте проведения работ дорожное покрытие снимается, раздробляется, смешивается с эмульсией и укладывается в виде покрытия за один проход, не покидая рабочего участка.

Смеси, доставляемые со стационарной установки, укладываются с помощью обычного асфальтоукладчика или грейдера с последующим уплотнением. Для регенерации приготавливают катионные эмульсии медленного и среднего распада ЭБК-3 и ЭБК-2, с содержанием битума 55-65%, с растворителем или без него. Рецепт эмульсий предусматривает стабильность смеси с каменным материалом и время распада, обеспечивающее пригодность смеси до конца проведения работ.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ

 

Сларри сил

Технология Сларри Сил представляет собой метод устройства тонкого монолитного уплотнения поверх имеющегося покрытия при помощи смеси каменного материала мелкой фракции с битумной эмульсией, пригодной для смешивания. Как правило, толщина уложенного слоя не превышает 1,5 размера самой крупной фракции каменного материала. Сларри Сил является водонепроницаемым и защищает поверхность от проникновения воды и разрушений. Этот метод обеспечивает сопротивление заносу, а покрытие имеет гладкую поверхность, свободную от незакрепленного щебня. Метод Сларри Сил аналогичен методу Микросюрфейсинга, но базируется на использовании каменного материала меньшей фракции, характеризуется медленным формированием. Сларри Сил можно сравнить с краской, которая защищает стену от внешних воздействий, так же Сларри Сил защищает дорогу.

Смешивание и укладка Сларри Сил на дорожных полотнах осуществляются при помощи специальных машин. На небольших участках, пешеходных дорожках работы выполняются вручную. До начала проведения работ по укладке Сларри сил поверхность очищают, а также заделывают трещины. В некоторых случаях для лучшей пропитки и прилипания поверхность увлажняют водой или связующим составом. После завершения работ необходимо закрыть автомобильное движение по покрытию Сларри Сил до момента достижения определенной прочности. Как правило, это время не превышает полутора часов.

Для устройства Сларри сил используют катионные эмульсии с регулируемой скоростью распада и содержанием битума 60-65%. При составлении рецепта эмульсии учитывается ее стабильность при смешивании с каменным материалом. Рецепт эмульсии должен быть разработан таким образом, чтобы она имела заданное время смешивания и обеспечивала сцепление с увлажненными поверхностями в соответствии с выбранным каменным материалом и местными климатическими условиями.

Микросюрфейсинг

Микросюрфейсинг представляет собой специализированный метод для обновления изношенной поверхности. При этом используется смесь из каменного материала плотного или, в некоторых случаях, пористого грансостава с размером фракций до 10 мм, воды, добавок для регулирования времени распада и битумной эмульсии. Смесь быстро наносится на поверхность дороги, формирование происходит в пределах 30 минут. Процесс аналогичен технологии Сларри Сил, но требует применения каменного материала больших фракций и эмульсий, модифицированных латексом или полимером. Микросюрфейсинг может осуществляться в виде одинарных или сдвоенных слоев, что позволяет улучшить профиль поверхности и обеспечить текстуру с высоким сопротивлением заносу и хорошим внешним видом, аналогичным тонкому поверхностному слою при использовании горячей смеси. Микросюрфейсинг можно сравнить с шпатлевкой, которая позволяет выровнять дорожные неровности, образованные вследствие разрушения верхнего слоя асфальта.

Рецепт битумных эмульсий, используемых для Микросюрфейсинга, должен быть специально подобран в лабораторных условиях.

Напыление

Уплотнение напылением представляет собой напыление небольшого количества разбавленной битумной эмульсии, применяется для уплотнения грунтовых и асфальтовых поверхностей в целях устранения мелких трещин, уменьшения разрушений и улучшения сухих и изношенных покрытий, способствует укреплению грунтовых дорог. Метод может быть использован в сочетании с поверхностной обработкой. Уплотнение напылением устраивается при помощи гудронаторов. Для достижения оптимального покрытия и проникания в поверхностные трещины напыление должно быть как можно более равномерным. Скорость напыления зависит от типа обрабатываемой поверхности. В целях предотвращения снижения сопротивления заносу верхушки каменного материала должны оставаться непокрытыми. В случае слишком обильного применения для обеспечения сопротивления заносу необходимо нанести песок мелкой фракции с его прокаткой при помощи резиновых катков. До открытия движения на дороге следует обеспечить выдержку.

Для хорошего проникания в поверхность эмульсия для устройства уплотнения напылением должна иметь высокую стабильность и низкую вязкость. Для этой технологии применяются эмульсии с медленной скоростью распада, которые перед применением рекомендуется разбавлять.

Адгезия

Эмульсии, используемые в любых сферах применения, могут быть улучшены посредством добавления адгезионных добавок. Кроме улучшения сцепления между битумом и каменным материалом, это также позволяет улучшить эмульгирование битума с достижением более высокого качества и более равномерного распределения частиц. Адгезионные добавки необходимо добавлять в битумы, использующиеся для приготовления всех типов эмульсий в тех случаях, когда большое значение придается прочной связи между битумом и каменным материалом. Адгезионные добавки могут добавляться до начала процесса эмульгирования — в резервуар для хранения битума или в линию подачи битума через статический миксер непосредственно перед эмульгированием. А также в водную фазу перед приготовлением эмульсий. При добавлении адгезионной добавки в линию подачи битума или в водную фазу непосредственно перед эмульгированием — использование добавки с высокой тепловой стабильностью не требуется, но это является важным при добавлении в резервуар для хранения битума, где адгезионная добавка может потерять свои свойства вследствие длительного перегрева.

В. А. Жигадло, технический директор, ООО «Эмульбиттех»

По материалам журнала «Мир дорог» октябрь 2015. Mirpress.ru

Адрес

614065, Россия, Пермский край
г. Пермь, ул. Энергетиков, 34

эл. почта: pretor-perm@mail.ru

Телефон

+7 922 320-18-98
+7 342 287-47-28

факс: +7 342 228-90-00

Joomlarulit.com